Выставка "Открытый Космос"

Художник: Евгений Березиков

  Главная     Каталог картин     Отзывы     Биография художника  
Живопись и графика
      
Восход Земли. 1987 г. картон, акрил 100х80
«Искренне поражен многограннос-
тью таланта Евгения Березикова»
 
Анатолий Карпов, экс-чемпион мира
по шахматам. Персональная выставка
картин Евгения Березикова,
г. Самарканд, 1985 год.
 
 
«Фантазия, магия и игра, это новое
мышление в искусстве»
 
Гюнтер Вальраф, видный писатель ФРГ,
запись сделана на персональной выставке
картин Евгения Березикова в г. Ташкенте,
апрель 1986 год.
 
 
«Каждая картина Евгения Березикова – это медитация»  
Гоппи Чанг Наранг, Президент акаде-
мии искусств Урду, доктор, запись сделана
на персональной выставке картин,
г. Дели, 1988 год.
 
Вечность. 1985 г. картон, акрил 120х70
Космические видения Евгения Березикова
      Человек никогда не знает, что ждет его в жизни, в том числе и в творчестве. Иной современник на виду у своих собратьев сделает столько удивительного и интересного, а порой и неповторимого по гениальности, что заставляет всех окружающих поражаться тому, что может успеть сотворить человек всего лишь за одну прожитую жизнь.
      К таким людям, вне всякого сомнения, можно отнести и нашего современника – Березикова Евгения Ефимовича: художника, писателя, путешественника и просветителя. А корни незаурядной личности всегда следует искать в его биографии.
      Евгений Березиков родился в 1935 году в Сибирской тайге на заимке лесничего в семье сельского учителя. В начале сороковых годов прошлого столетия судьба забрасывает его родителей сначала на Украину, а затем в Среднюю Азию.И повинной этому была война, эвакуация, разбомбленный эшелон и горькое сиротство: детский дом, детская колония, бродяжничество с толпой беспризорников на поездах от станции к станции, из города в город. Все это предполагало жесточайшую борьбу за выживание: тяжелый физический труд в
подростковом возрасте и большое разнообразие профессий в течение всей жизни. Юношей он в поисках средств существования в Средней Азии, работает по найму, ходит по домам, копает огороды, формует кирпичи, строит жилища, пасет свиней, овец и коров, затем идет на производство и работает грузчиком на ткацкой фабрике в Ташкенте. Призывается в армию. После демобилизации на «гражданке» работает машинистом экскаватора, а через некоторое время, по направлению рабочего коллектива, идет в органы внутренних дел на борьбу с преступностью. В поисках знаний заканчивает Академию МВД, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, и, наконец, успешно защищает диссертацию на звание кандидата юридических наук.
      В течение десяти лет Е.Березиков работает руководителем города, области. Пишет стихи, повести, романы, ставит художественные и хроникальные фильмы (всего издано 34 книги поставлено девять фильмов), становится лауреатом нескольких песенных фестивалей Cоюза

Полет в параллельных мирах. 2001 г. картон, акрил 120х70
      И в 45 лет, в дополнение ко всему, на пытливую натуру Березикова с силой мощного урагана обрушивается живопись. Она буквально поглощает все его существо без остатка. Первая персональная выставка картин Евгания Березикова в Москве прошла в мае 1987 года в ЦДЛ. Были восторженные отзывы прессы, искусствоведов и критиков. Но затем последовали годы отшельничества в горах Памира, где он уединенно жил с 1991 по 1993 годы, а затем по возращению в социум по зову сердца художник уже 15 лет путешествует по таинственным и магическим местам планеты : Тибет, Памир, Гималаи, Фавор, Синай, Гоби, Заполярный круг, Антарктида, Остров Богов Япония, а также к пирамидам Египта, индуистским храмам Индии, Цейлона, ламаистским Храмам Тибета и Монголии, к храмам Гроба Господня в Иерусалиме, Рождества Христова в Вифлееме, друидов в Стоунхендже в Англии, майя и ацтеков в Мексике, а также по Святым местам России, Украины, Белоруссии и республик Средней Азии. Евгений Березиков 30 июня 2008 года в день 100-летия Тунгусского Феномена оказался на реке Подкаментка Тунгуска в историческом центре событий. Евгений Березиков 30 июня 2008 года в день 100-летия Тунгусского Феномена оказался на реке Подкаментка Тунгуска в историческом центре событий.
Дума о вечности. 1985 г. холст, акрил, 60х80
Испить чашу. 1982 г. картон, акрил, 110х90
Восходит. 1989 г. холст, акрил, 50х60
Открывающий мерности. 1991 г. доска,
акрил,  50х70
   

      Можно четко отследить написанные картины, которые отражают: творение, бытие, природу, дух и человеческие состояния. Названия картин сами говорят за себя: «Космогония», «Сотворение мира», «Адам и Ева в раю», «Матерь всех миров», «Вечность», «Рождение Христа», «Стопы пророка», «Хранитель знаний», «Идущий в бесконечность», «Мальчик, играющий с волчатами», «Цветок зрелой любви», «Мутант».
      Большинство картин, написанных Евгением Березиковым, сразу узнаваемы, потому что они несут на себе печать особой космической энергии, потому что каждый образ, родившийся из-под кисти этого художника — есть живой дух. На первый взгляд, картины кажутся примитивными по форме (этот вид живописи в мировом искусстве относится к «примитивизму», или к «наивному искусству», что несомненно относится и к творчеству Е. Березикова), но по содержанию его картины — откровение Вселенского мыслителя, ибо чем-то сродни картинам Босха, Леонардо Да Винчи, Рериха, Пикассо, Дали и Пиросмани. И поэтому живописные работы этого художника повсеместно вызывают повышенный интерес.
      Особым успехом его персональная выставка пользовалась в Индии, куда он был приглашен Академией искусств Урду. Вставки посетило более 50 тысяч зрителей. Вместо договорных 20 дней, по просьбе индийской стороны картины Евгения Березикова экспонировались там три месяца. Открытие выставки в Дели в 1988году транслировались по трем индийским телевещятельным каналам, а так же было показано по центральному телевидению в Москве в программе «Время». Особый успех выпал на долю художника и во время проведения круглосуточного Телемарафона «Чернобыль», проведенного в Москве в июне 1990 года, где все залы и свободные площадки концертного зала «Россия» были отданы под персональную выставку его картин. Тогда же известная американская телекомпания СИНН в прямом эфире показала миниатюрный ролик о творчестве Евгения Березикова на 80 стран мира , а Японская телекомпания NHK сделала репортаж для своих телезрителей. В августе 1992 года телекомпания Антенн – II специально выезжала в горы Памира, где художник пребывал в отшельничестве, и отснятый часовой материал демонстрировался по телевидению Франции. А репродукции картин художника были изданы на 38 языках мира, тиражом в 10 мил. экземпляров.
      В настоящее время выставки картин художника Евгения Березикова успешно проходят по городам России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. И каждый, кто посещает эту выставку, равнодушным не остается, находя для себя то неповторимое, что есть в произведениях, представленных зрителю. Отдельных увлекут образы, других яркие краски, а третьих непосредственность и почти детский взгляд не окружающий мир и Природу россиянина Евгения Березикова.

Дух прорастает. 1991 г. картон, акрил, 50х70
Раздумье на пороге жизни. 1985 г. холст, акрил,60х80
Слушающий птиц. 1983 г. картон, акрил, 70х50
Едущий мимо. 1996 г. доска, акрил, 30х48  Молящийся мальчик. 1996 г. холст, акрил, 50х70 
Играющий на скрипке.1983 г.
Снимающий плоды. 1983, картон, акрил, 50x70
Индия. Дели. Открытие персональной выставки картин художника Евгения Березикова. У микрофона Президент академии искусств Урду доктор Гопи Чанг Наранг. Май 1988 г.
Индия. В центральном выставочном зале Нью- Дели с 8 апреля по 26 июня 1988 года проходила персональная выставка картин художника Евгения Березикова. Выставку за три месяца посетило более пятидесяти тысяч зрителей. Отзывы и статьи искусствоведов были опубликованы в газетах «Национальхеральд», «Индия», «Стейтсмен» и «Times of India».
   
    Газета «Times of India» 12 апреля 1988 г.

Картины, которые отражают внутреннее счастье

(перевод с английского)


В картинах рожденного в Сибири художника мы видим жанр одновременно наивный, даже примитивный и высокохудожественный. Да, художник господин Березиков способен извлечь назидательные притчи из абстракции, которые без выразительных сил остались бы бескровны. Промахи, которые есть в его работах, невелики по последствиям, поскольку, невзирая на них, мы постоянно возвращаемся на орбиту его искусства – такова влекущая сила картин.
        С одной стороны, художник рисует как крестьянские мастера, цвета сильные, очень контрастные – это может быть было бы рискованной стратегией для любого другого экспериментатора в этой области, но не для Березикова. Он оживляет всю вещь. Каждая работа так жива, что ее нельзя не узнать даже с расстояния 100 футов.
        Но есть другой риск, с которым сталкивается художник – его темы. Многие работы касаются проблем Космоса, или метафизических проблем (хотя, в конце концов, он родился в век Космоса!). Таковы «Идущий в бесконечность», «Дума о вечности» и многие другие работы могли бы показаться настолько же идейными, как изображение скульптуры советского труда, но этого не происходит, потому что у этого художника острый ум и много юмора. Даже когда он серьезен, он все равно хочет показать нам язык — все это в духе нашего времени, но и здесь нет ни малейшего цинизма, общая тональность этих грубых, резких, но все же завершенных картин – внутреннее счастье, в этом нет сомненья.
        Художник любит жизнь, и не только искусство художественной культуры. Задачи его картин не влиять на зрителя, а разделить его радость, собрать его глубочайшие мысли в жизнеутверждение. Его искусство наслаждение. Оно помогает расправить замерзшие плечи.
        Работы, наподобие «Народ» и «Черные яблоки» в отношении формы чрезвычайно изобретательны. «Адам и Ева», «Бегущие собаки», «Идут кислотные дожди» доказывают, что этот художник только себе принадлежащий человек, а не чей-нибудь рупор.
        Он совершенно независим по стилю, или, скажем, он подвержен влиянию только ортодоксальных стилей или модерну — нет. Его образы были так хорошо ассимилированы, что собственный дух его картин нисколько не был утрачен в этом процессе творчества.

Могу Рахман
Искусствовед, бывший директор
музея живописи Дели

Матерь всех миров. 1990 г. картон, акрил,
50х70
 Торговка плодами. 1982 г.
Триединый вечный космос. 2004 г. холст,
смешанная техника, 40х60
Идущий в бесконечность. 1986 г. 
картон, акрил, 60х100 
Дочь Земли. 1986 г. картон, акрил, 50х70 Провозглашающая лето. 2001 г. холст, акрил, 60х80
Адам и Ева в раю. 1981 г. картон, акрил, 110х80
Ранение цветком. 1983 г. картон, акрил, 110х78
Мой слоненок. 1987 г. Репродукция картины Евгения Березикова на 1-й странице обложки детского журнала «Мурзилка» № 12 за 1988 г. (Тираж журнала 5.400.000 экз.)
Публикация репродукций художника Евгения Березикова на обложке журнала «Огонек», май 1987 г. (Тираж журнала 1.200.000 экз.)
Булат Окуджава на персональной выставке картин
Евгения Березикова в ЦДЛ. 1987 г.
Андрей Вознесенский и Евгений Березиков.
Центральный дом литераторов Союза писателей СССР. Первая персональная выставка картин в Москве. 1987 г.
Беспечность. 1982 г. картон, акрил, 70х100 Наблюдающая. 1981 г. бумага, акрил, 50х70
Прощание с природой. 1983 г. картон, акрил,70х50
Прогулка разноцветного быка.1987г. картон,акрил,60х44
Мальчик с собакой. Единое. 1985 г. картон,акрил, 110х88
   В большой демонстрационный зал музея изобразительных искусств вместилась лишь малая толика написанных им работ, не больше восьмидесяти (за свою 13-летнюю «живописную» жизнь Евгений.
  
Ефимович сотворил около тысячи работ). К некоторым картинам Берзиков «прикрепил» объяснительные тексты, но и сам охотно разъяснял посетителям смысл того и ли иного полотна: мальчик надкусывает яблоко – никто еще не знает, сладок сей плод или нет... Саламандра смотрит прямо, а отвернешься – нет ее... На горе сижу высоко – оттуда можно познать многое... Рядом с работами космической направленности соседствуют удивительные и экзотические птицы и звери: «Мой слоненок», «Большая птица счастья», «Мальчик, играющий с волчатами. Тут же посетители могли посмотреть фотографии многочисленных путешествий, в которых побывал уроженец Томской области, художник, писатель, просветитель путешественник. Особо врезался в память снимок солнечных абрикосов, которые вкушал отшельникна Памире, три года разряжаясь в одиночестве от суеты социума. Там же он в уединении писал и свои удивительные бесхитростные картины, которые в конечном итоге наводят на философские раздумья.
        Было по-хорошему завидно. Большой человек в мексиканской шляпе, с каменным амулетом на широкой груди, в небрежно накинутом латиноамериканском шарфе рассказывал о съемках хроникально-документальных фильмов про Мексику, Италию, Тибет, Святую Землю, Египет. Оператор этих видеоработ находился тут же, неподалеку от автора, – Сергей что-то втолковывал еще не отогревшейся от уличного холода посетительнице. Березиков перечислял названия изданных им книг и названия стран, в которых побывал; вспоминал имена известных людей, с кем ему посчастливилось водить дружбу. Около солнечного человека кучковались журналисты и гости выставки. Казалось, они не желали размыкать заколдованный круг из тепла и света, созданный чудесными путешествиями, видениями и картинами Евгения Березикова.

Ася Топоркова.
«Тюменские известия 31 марта 2001 года.
№ 67 (2672)

Тюменская областная картинная галерея.
«Искусству все возрасты покорны».
Март 2001 г.
The regional gallery of Tumen (Siberia).
«All ages submit to art».
March of 2001.

Солнечный человек
Евгений Березиков

Он идет от Занзибара,
Он идет к Килиманджаро –
И кричит он, и поет он...
        В истомленную ожиданием весну, в серую и грязную Тюмень приехал солнечный человек. Он шел к нам через Тибет, Гималаи и Памир. Синай, Вифлеем и Ташкент. Этот человек не раз наведывался в наш областной центр: читал лекции о своих путешествиях по миру, а чаще наблюдал тюменский железнодорожный вокзал из окон поездов, что то и дело доставляли Евгения Березикова из пункта А в пункт Б. Но вот персональную выставку 66-летний художник привез в Тюмень впервые.
Цветок Владимира Высоцкого. 1985 г.
холст, акрил, 50х70
Горбачев. Фатальная неизбежность. 1987 г.
холст, акрил, 50х70
Андрею Тарковскому. Это не сон. 1990 г.
картон, акрил, 70х50
Восхождение духа. 1993 г. холст, акрил, 60х70 Сергий Радонежский. Схимник. 1982 г.
холст, акрил, 60х70
Отшельник. В целом мире один. 1987 г. картон, акрил, 100х70
Черные яблоки. 1983 г.
картон, смешанная техника, 50х70
Спелые яблоки. 1985 г. холст, акрил, 50х70
Отклики на творчество художника Евгения Березикова
Оригинальное живописное творчество Евгения Березикова с первых экспозиций сразу же стало заметным явлением в культурной жизни России и за рубежом. Художник, за последние годы, с успехом провел более десяти персональных выставок в стране и мире. Особым успехом его персональная выставка пользовалась в Индии, куда он был приглашен Академией искусств Урду. Выставку посетило более 50 тысяч зрителей и вместо запланированных 20 дней, по просьбе индийской стороны картины Евгения Березикова экспонировались три месяца. Открытие выставки в Дели в 1988 году транслировалось по трем индийским телеканалам, а также было показано по центральному телевидению в Москве в программе «Время».
Большой успех на долю художника выпал и во время проведения круглосуточного телемарафона «Чернобыль», проводимого в Москве в июне 1990 года, где все свободные площадки и фойе концертного зала «Россия» были отданы под персональную выставку его картин. Тогда же американская телекомпания CNN в прямом эфире показала ролик о творчестве Евгения Березикова на 80 стран мира, а японская NHK сделала репортаж для своих телезрителей. В августе 1992 года съемочная группа Antenn-2 специально выезжала в горы Памира, где художник пребывал в отшельничестве, и отснятый часовой материал демонстрировался во Франции. Репродукции картин художника были изданы на 38 языках мира, тиражом в 10 млн. экземпляров.
Стопы Пророка. 1986 г. холст, акрил, 70х50
Белый жираф. 1986 г. холст, акрил, 50х70 Большая птица счастья. 1982 г. картон, акрил, 50х70 
Ламы, приносящие добро. 1988 г. картон, акрил, 100х80
вернуться наверх